Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Департамент
имущественных и земельных отношений
Воронежской области
Кол-во просмотров страниц

12257251 (191)

Кол-во посетителей сайта

1817203 (73)

Материалы к выступлению заместителя председателя правительства Воронежской области – руководителя департамента имущественных и земельных отношений области Максима Иосифовича Увайдова

Дата публикации: 19.03.2015

19 марта 2015 года, 12.10-13.10

Санаторий им. Дзержинского

1. Повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.

Во исполнение распоряжения правительства Воронежской области от 01.02.2011 № 38-р «О предупреждении несостоятельности (банкротства) муниципальных унитарных предприятий» департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области продолжает осуществлять ежеквартальный мониторинг деятельности муниципальных предприятий на территории муниципальных образований, основной задачей которого является формирование в органах местного самоуправления системного подхода к организации работы муниципальных предприятий и максимального сокращения неэффективно работающих предприятий.

По итогам проведенного мониторинга в 2014 году общее количество муниципальных предприятий, зарегистрированных на территории Воронежской области (по состоянию на 01.01.2015), составило 194 ед., в т.ч.:

- количество действующих предприятий – 172 ед., из них убыточных – 23 ед., (из них 13 ед. городского округа город Воронеж). Необходимо отметить значительное уменьшение размера убытков у предприятий городского округа г. Воронеж;

- количество не действующих предприятий, подлежащих ликвидации - 18 ед., при этом в отношении 9 ед. введена процедура ликвидации;

- количество МУП – банкротов - 4 ед. (предприятия городского округа город Воронеж);

- количество муниципальных районов, не имеющих убыточных МУП - 23 ед. Это: Анннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнехавский, Калачеевский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохопёрский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Подгоренский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, Семилукский, Таловский, Хохольский, Эртильский районы. При этом, эффективно организована работа муниципальных предприятий, позволяющих им работать стабильно без убытков как в течение всего 2014 года, так и по итогам 2013 года в следующих районах: Лискинском (11 ед.), Панинском (5 ед.), Петропавловском (3 ед.), Семилуском (3 ед.), Хохольском (2 ед.), Подгоренском (1 ед.), Рамонском (1 ед.), Нижнедевицком (1 ед.), Новохопёрском (1 ед.).

Необходимо особо отметить Верхнехавский муниципальных район: в течение года 3 муниципальных предприятия района из 5-ти действующих имели убытки, однако по итогам 2014 года все предприятия сработали с прибылью, кроме того изысканы средства и ликвидировано 6 недействующих предприятий.

В итоге в 2014 финансовом году:

- выведено на безубыточный результат 18 предприятий, расположенных на территории 9 муниципальных образований (Богучарского района - 1 ед., Верхнехавского района - 1 ед., Острогожского района - 1 ед., Павловского района - 4 ед., Панинского района - 2 ед., Таловского района -2 ед., Терновского района - 1 ед., а также городского округа г. Воронеж - 5 ед., Борисоглебского городского округа - 2 ед.). Кроме того, 12 предприятий по итогам года получили прибыль, хотя имели убытки в течении текущего года, расположенные на территории 7 муниципальных образований (Анннинского района - 1 ед., Бутурлиновского района - 2 ед., Калачеевского района - 2 ед., Кантемировского района - 2 ед., Поворинского района - 2 ед., Россошанского района - 2 ед.);

- по состоянию на 01.03.2015 завершена процедура конкурсного производства в отношении 6 предприятий: «Бутурлиновская горэлектросеть», «Нижнедевидевицкое ППЖКХ», «Жилкомсервис» Новохоперского района, «Эртильское коммунальное хозяйство» и предприятий городского округа город Воронеж: «Воронежгорэлекротранс», МУРЭП № 47. Прекращено банкротство МУП «ЖКХ п. Шилово»

Необходимо отметить, что в 2014 году не вводились процедуры банкротства в отношении МУП Воронежской области.

Кроме того, завершена процедура ликвидации 25 предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственной деятельности.

Однако не выполнено поручение губернатора Воронежской области А.В.Гордеева в части завершения мероприятий по ликвидации недействующих муниципальных предприятий, расположенных на территории Воронежской области: Каширским районом (МУП «Каширские коммунальные сети»), Репьевским районом (МУП «Репьевский коммунальник»), Семилукским районом (МУП «Орловлогский коммунальный комплекс», МУП «Староведугское»).

В рамках контроля за деятельностью муниципальных предприятий, расположенных на территории Воронежской область департаментом на постоянной основе проводятся заседания Межведомственной рабочей группы по предупреждению банкротства муниципальных унитарных предприятий Воронежской области и недопущению отчуждения муниципального имущества в ходе процедур банкротства муниципальных унитарных предприятий Воронежской области с участием представителей федеральных государственных органов (прокуратуры Воронежской области, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области, управления Росреестра по Воронежской области), правительства Воронежской области и глав администраций соответствующих муниципальных районов Воронежской области. На заседании МРГ 13 марта 2015 были рассмотрены все убыточные и недействующие муниципальные предприятия городских округов г. Воронеж и г. Борисоглебск, общее количество которых составило 35 предприятий. Даны соответствующие поручения в максимально короткие сроки принять меры по ликвидации недействующих предприятий и выводу действующих предприятий из кризиса.

2. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования рынка наружной рекламы на территории Воронежской области.

2.1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования наружной рекламы

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно осуществляется посредством создания широкой законодательной базы, формирования системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

В соответствии с изменениями федерального законодательства о рекламе органы местного самоуправления осуществляют широкие полномочия по регулированию наружной рекламы.

Так, в настоящее время в компетенцию органов местного самоуправления входят такие вопросы, как разработка и утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций, проведение демонтажа рекламных конструкций и др.

В этой связи муниципальными районами должны быть разработаны и приняты ряд нормативно-правовых актов, утверждающих:

- порядок установки рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования;

- форму и порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в муниципальных районах;

- порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- порядок демонтажа рекламных конструкций на территориях соответствующих муниципальных образований;

- сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования (сроки могут быть от 5 до 10 лет).

2.2. Основные итоги работы органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы.

В настоящее время большая часть муниципальных образований Воронежской области проработали и привели в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовую документацию, регулирующую размещение наружной рекламы на соответствующих территориях.

Департамент, в свою очередь, осуществляет предварительное согласование схем размещения рекламных конструкций, разработанных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Так, в рамках совместно проведенной работы схемы размещения рекламных конструкций разработаны, предварительно согласованы с Департаментом и утверждены во всех 34-х муниципальных образованиях.

При этом стоит отметить, что законодательство предусматривает при необходимости внесение изменений в утвержденные схемы. Органы местного самоуправления имеют возможность прорабатывать, дополнять или исключать из схемы утвержденные места установки рекламных конструкций и вносить соответствующие изменения в схемы.

Так, в настоящее время Департаментом рассмотрены и предварительно согласованы внесения изменений в схемы размещения рекламных конструкций по 3 муниципальным районам (Кантемировский, Богучарский и Бобровский).

Вместе с этим стоит отметить, что разработка схемы – это только начальный этап работы, за которым следует следующий этап – проведение торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Часть муниципальных районов приступила к организации и проведению торгов и уже имеются конкретные результаты.

Так, на сегодняшний день торги проведены на часть мест, предусмотренных схемами в 10 муниципальных районах и городских округах Воронежской области. По результатам было реализовано право на установку и эксплуатацию 79 рекламных конструкций на общую сумму 11,7 млн. рублей.

Поскольку денежные средства, полученные от продажи права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, являются дополнительными доходами бюджетов муниципальных образований, органам местного самоуправления необходимо в 2015 году активизировать работу в данном направлении.

Следующим, не менее важным этапом, является организация работы по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций. Зачастую, именно несанкционированное размещение неформатных конструкций на земельных участках, а также на зданиях и сооружениях, портят внешний вид наших административных центров. В этой связи, предстоит большая планомерная работа, направленная на создание благоприятного восприятия внешнего облика районных центров и города Воронежа.

С этой целью необходимо выработать не только системный подход к размещению рекламных конструкций на земельных участках, зданиях и сооружениях, но выявлять и осуществлять работы по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций.

При этом Закон о рекламе упростил демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения. Данная процедура позволяет органам местного самоуправления демонтировать вышеуказанные рекламные конструкции без решения суда, на основании направленных собственнику предписаний о принудительном демонтаже.

3. Лицензирование, контроль и декларирование

С декабря 2014 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области наделен полномочиями по предоставлению государственных услуг и оказанию функций в области лицензирования, декларирования и осуществления контроля за отдельными видами деятельности, в частности - розничной продажей алкогольной продукции; заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов.

Губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым при передаче полномочий особенно была отмечена необходимость ужесточения контрольных мероприятий, направленных на ликвидацию нелегального оборота алкогольной продукции на территории Воронежской области.

Так, в целях достижения поставленных задач, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были заключены Соглашения о взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, а также с межрегиональным управлением Росалкогольрегулирование.

В рамках заключенных Соглашений предусмотрены такие мероприятия, как выявление субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность без лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; совместное проведение проверок по нарушениям, выявленным в результате мониторинга алкогольной продукции на территории Воронежской области и многие другие.

Вместе с этим стоит отметить, что муниципальные районы должны также находиться в тесной взаимосвязи с Департаментом по ряду вопросов. Например, таких как подготовка и принятие решений органами местного самоуправления об определении границ прилегающих территорий, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации (или объекта), на которых не допускается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Поскольку наличие соответствующих схем границ прилегающих территорий необходимо для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, выполнение вышеуказанной работы должно быть проведено качественно и в кратчайшие сроки.

Несмотря на то, что в декабре 2014 года департаментом давались поручения муниципальным образованиям об актуализации так называемых «алкосхем», по состоянию на текущую дату, качественно поручения исполнили только 8 районов: Бобровский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Каменский, Нижнедевицкий, Поворинский, Россошанский и Хохольский. Все остальные районы либо представили схемы, не позволяющие принять по ним однозначного решения и требуют доработки, либо не представили их совсем.

Кроме этого, Департамент обладает полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП по факту искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков подачи деклараций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков на территории муниципальных районов Воронежской области.

В целях проведения оперативной работы по административным правонарушениям, считаем необходимым рекомендовать администрациям муниципальных районов ежеквартально представлять информацию о проведенной работе с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вышеуказанную деятельность, направленную на устранение правонарушений в части декларирования розничной продажи алкогольной продукции.

Информацию необходимо предоставлять в адрес департамента в течение 30 дней после получения перечня индивидуальных предпринимателей, по которым проводятся проверки по фактам административных правонарушений.

4. Основные изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, которые вступили в силу с прошлого года, касающиеся статуса юридических лиц.

Основные изменения:

1) установлен закрытый перечень некоммерческих юридических лиц;

2) устав по общему правилу признается единственным учредительным документом любого юридического лица;

3) ответственность за причиненные юридическому лицу убытки может нести мажоритарный участник, если они возникли по его вине;

4) установлена возможность признать решение о реорганизации недействительным, а реорганизацию - несостоявшейся;

5) установлены общие положения о корпоративных договорах;

6) уточнено правовое положение ассоциаций и союзов.

Немаловажными являются изменения, коснувшиеся юридических лиц.

С 1 сентября 2014 г. все компании (и коммерческие, и некоммерческие) стали делиться на два типа:

- корпорации;

- унитарные юридические лица.

Немного общих понятий.

Корпорации - это юридические лица, основанные на членстве их участников.

Участники корпорации формируют высший орган юридического лица - общее собрание.

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.

В форме корпораций могут быть созданы как коммерческие, так и некоммерческие предприятия.

Унитарные юридические лица

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными.

Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.

Имущество унитарного предприятия является неделимым. Оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является его руководитель, назначенный собственником.

Унитарные предприятия могут быть и коммерческими, и некоммерческими предприятиями.

Подробнее хотелось бы остановиться на изменениях, коснувшихся акционерных обществ.

В соответствии с вышеуказанными изменениями исчезли понятия открытого и закрытого акционерного общества, а появились новые – публичные и непубличные общества.

Публичные – это компании, акции, ценные бумаги которых обращаются на рынке ценных бумаг.

Остальные – непубличные, включая ООО. Причем любые акционерные общества вправе объявить себя публичными. Тогда у них появятся дополнительные обязанности, в частности - публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс (п. 6 ст. 97 ГК РФ в новой редакции).

Действующие акционерные общества не обязательно было перерегистрировать до 1 сентября 2014 года. Но при первом изменении сведений в ЕГРЮЛ или уставе название компании надо привести в соответствие с ГК РФ.

К закрытым обществам применяются положения ГК РФ в старой редакции до внесения изменений в ЕГРЮЛ. Причем у непубличных акционерных обществ в сравнении с закрытыми обществами больше полномочий. А именно, можно назначить два и более директора с одинаковыми полномочиями, больше вопросов передать на рассмотрение совета директоров, а не общего собрания (изменение устава, численности акционеров), о созыве общего собрания акционеров можно уведомить за два календарных дня, ранее было за 20 дней.

Остановимся подробнее на признаках публичного и непубличного общества:

Публичные общества

- Акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, является публичным (97 ГК РФ).

- устав и фирменное наименование содержат указание, что общество является публичным.

Непубличные общества

Акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным для публичного общества, признаётся непубличным.

- Общество с ограниченной ответственностью, которое не отвечает признакам, указанным для публичного общества, признаётся непубличным.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Закрытые акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 г. и отвечающие признакам публичных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), признаются публичными вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Что касается уставного капитала, то минимальный размер уставного капитала должен быть не менее 1000-кратной суммы МРОТ, установленного на дату регистрации общества. Обратите внимание: до 1 сентября 2014 г. этот норматив для ЗАО - не менее 100-кратной суммы МРОТ. Уставный капитал непубличных акционерных обществ будет равен 10000 руб., а публичных - 100000 руб.

Аудит акционерного общества. Акционерное общество обязано ежегодно привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот специалист не должен быть связан имущественными интересами с обществом или его участниками.

Общество с ограниченной ответственностью не обязано, но вправе проводить аудит своей отчетности, правда, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда аудит является обязательным, например, по требованию хотя бы одного из его участников.

Кроме того, при смене организационно-правовой формы общества нужно будет внести изменения в трудовые договоры и трудовые книжки работников.

5. Существенные изменения в отдельные законодательные акты в части регулирования и использования земель сельскохозяйственного назначения.

С 1 марта 2015 года в законную силу вступили масштабные изменения, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Закон вносит изменения в более чем 30 нормативных актов, среди которых:

• Земельный кодекс, Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

• Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

• Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

• Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

• Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

• Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

• Закон «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ)

• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

• Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»

• Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

• Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

• Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

• Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

• Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

• Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства»

• Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

• Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"»

• Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

• Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К ключевым изменениям можно отнести следующие:

1) Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

Закон № 171-ФЗ кардинально изменил порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Новая глава V.1 Земельного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов.

К таким случаям относится:

- предоставление участка для комплексного освоения территории;

- предоставление участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

- предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам;

- предоставление земельного участка для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также реализации масштабных инвестиционных проектов.

Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, установленные правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1603)

а) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются, но не менее чем на 250 рабочих мест;

б) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, но не менее чем на 5 млн. рублей;

в) индивидуальные жилые дома, многоквартирные дома, передаваемые в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.

В остальных случаях продажа государственных и муниципальных земельных участков осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов (конкурс как форма проведения торгов исключён).

Особо выделены случаи заключения арендаторами государственных и муниципальных земельных участков новых договоров аренды таких участков. Закон № 171-ФЗ подчёркивает, что такие арендаторы не имеют преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды арендуемого ими земельного участка без проведения торгов.

Предусмотрены исключения из данного запрета (они практически идентичны самим основаниям, когда земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов), а также совокупность условий, когда они могут быть реализованы арендатором.

Статьей 39.6. Земельного кодекса РФ установлены 32 случая предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, в том числе при предоставлении:

- земельного участка, образованного из земельного участка или образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации, или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;

- земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ;

- земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

- земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

- земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;

Закон № 171-ФЗ детально устанавливает порядок подготовки, организации, проведения и определения результатов аукционов по продаже государственных и муниципальных земельных участков и прав заключения договоров аренды таких участков. При этом данный порядок един как для случаев предоставления земельных участков для целей строительства, так и для случаев, не связанных с ним.

Установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных лиц (гражданина или юридического лица).

В этом случае, в качестве первого этапа образования земельного участка и подготовки аукциона является подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и т.п.

Законом № 171-ФЗ исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов, в связи с чем признаны утратившими силу все относящиеся к данному порядку предоставления положения Земельного кодекса.

2) Использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (без предоставления).

Законом № 171-ФЗ введен новый правовой институт - использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование допускается в отношении земель и участков, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и может осуществляться в следующих случаях:

• проведение инженерных изысканий;

• капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

• строительство временных или вспомогательных сооружений (ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

• осуществление геологического изучения недр;

• осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (исключение - земли и участки в границах земель лесного фонда).

Основанием для использования государственных и муниципальных земель и участков являются соответствующие разрешения уполномоченных органов власти, которые выдаются в установленном Правительством РФ порядке и действуют до дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Закон № 171-ФЗ упоминает и особо выделяет ещё один случай использования государственных и муниципальных земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута - для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"

1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

4. Элементы благоустройства территории.

5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.

14. Пруды-испарители.

15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

3) Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, касающееся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, органы местного самоуправления поселений, а не муниципальных районов, как это было указано в действующей до 01 марта 2015 редакции Земельного кодекса РФ, получили право распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был разработан проект Закона Воронежской области о перераспределении полномочий органов местного самоуправления поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов и исполнительных органов государственной власти Воронежской области в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В настоящее время данный вопрос прорабатывается правовым управлением правительства Воронежской области.

4) Передача федеральных земель в муниципальную собственность.

В настоящее время департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области проводится комплекс мероприятий, направленных на передачу в муниципальную собственность земельных участков федерального уровня собственности для реализации инвестиционных проектов в сфере АПК.

Так в 2014 году при содействии Минэкономразвития России и Минобороны России в муниципальную собственность Рамонского и Ольховатского муниципальных районов были переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 7,4 тыс. га и 389 га.

С 01 марта 2015 года порядок взаимодействия федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта и органов местно самоуправления также изменился.

В соответствии со ст. 39.31. Земельного кодекса РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется на основании заявления о передаче земельного участка, направляемого главой муниципального образования или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника данного имущества.

Пунктом 7 данной статьи установлен четкий перечень случаев, на основании которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может быть принято решение об отказе в передаче земельного участка, или земельных участков в муниципальную собственность.

5) Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

C 1 апреля 2015 года вступают в силу изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, в Земельный кодекс РФ введена новая глава «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», в которой определены органы, принимающие решение об изъятии, условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости которых подлежат изъятию, порядок принятия решения об изъятии земельных участков и подготовки соглашения об изъятии, особенности определения выкупной цены и размера убытков, причиненных изъятием, особенности прекращения и перехода прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для федеральных областных или муниципальных нужд.

Изъятие земельного участка или земельных участков осуществляется на основании соглашения между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

В случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости, правообладателем не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

6) Оформление невостребованных земельных долей.

За период с 2012-2014 гг. в областную собственность было оформлено 67,7 тыс. га земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей, и в собственность сельских (городских) поселений – 30 тыс. га.

В 2014 году поступления в областной бюджет составили порядка 47 млн. руб., в 2015 составят не менее 50 млн. руб., в 2016 – не менее 60 млн. руб.

Соответственно, в сельских поселениях также будет увеличен поток денежных средств от вовлечения в оборот невостребованных земель.

Вместе с тем, в настоящее время губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым согласовано решение о продлении программных мероприятий по оформлению невостребованных земельных долей до 2017 года с учетом возможности оформления и вовлечения в законный оборот еще 24 тыс. га земель, сформированных в счет невостребованных земельных долей.

На сегодняшний день между департаментом и Таловскиим, Россошанским, Панинским и Бутурлиновским муниципальными районами заключены соглашения по оформлению невостребованных земель общей площадью порядка 13,5 тыс.га.

Кроме того, целесообразно вступить в программное мероприятие Каширскому, Репьевскому, Ольховатскому, Калачеевскому, Хохольскому муниципальным районам и Борисоглебскому городскому округу.

7) Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.

Еще одной инновацией в Земельном кодексе РФ с 1 января 2015 года стало введение особых условий организации и планирования проведения проверок для контроля по соблюдению земельного законодательства. Данным нововведением будет определен порядок проведения проверок для контроля по соблюдению земельного законодательства. При этом, проверки будут проводиться как в отношении органов местного самоуправления и государственной власти, так и в отношении граждан.

В настоящее время согласно постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

В свою очередь, муниципальный земельный контроль осуществляется:

- органами местного самоуправления городского округа в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений;

- органами местного самоуправления городских и сельских поселений в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений;

- органами местного самоуправления муниципального района в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Более детально порядок организации и проведения муниципального земельного контроля будет рассмотрен 27.03.2015 на семинаре – совещании в департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области.

6. Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Воронежской области.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также учитывая установленные сроки проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, правительством Воронежской области принято решение о проведении в 2014 - 2015 годах на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения (распоряжение правительства Воронежской области от 10.11.2014 № 879-р), с последующим вступлением в силу утвержденных результатов с 01.01.2016.

В настоящее время проводятся мероприятия по организации и проведению работ по актуализации (переоценке) результатов государственной кадастровой оценки указанных земель на территории Воронежской области.

Учитывая социально - экономическую значимость проведения мероприятий по актуализации кадастровой стоимости земель необходимы четко скоординированные действия всех заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В этой связи, создана областная межведомственная комиссия по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, к полномочиям которой относится рассмотрение результатов кадастровой оценки и обеспечение информационной поддержки исполнителей работ.

В целях эффективного выполнения работ по актуализации кадастровой стоимости земель, обеспечения информационной поддержки исполнителей работ, а также рассмотрения и согласования актуализированных результатов (в т.ч. направления замечаний к проекту отчета по определению кадастровой стоимости), органам местного самоуправления муниципальных районов было рекомендовано (на семинаре-совещании в г. Острогожске 19.12.2014) создать муниципальные межведомственные комиссии по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории муниципальных районов (городских округов) Воронежской области. Также Департаментом дополнительно в муниципальные образования были направлены соответствующие информационно-разъяснительные письма.

Следует напомнить, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога, арендной платы, других платежей при сделках с земельными участками и иных целей, установленных законодательством. При этом, местные органы власти получат инструмент, благодаря которому смогут проводить социально ориентированную налоговую политику, основанную на принципе прозрачности и единства подходов к налогообложению.

Хотелось бы обратить внимание на существующие проблемы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (отнесение не к тому виду разрешенного использования).

В целях отнесения земельных участков к соответствующему виду разрешенного использования и приведения к единообразию существующих видов разрешенного использования земельных участков на территории Воронежской области (как например парки в городском округе город Воронеж), и соответственно их кадастровой стоимости, в рамках проведения мероприятий по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, считаем необходимым муниципальным межведомственным комиссиям проанализировать имеющиеся данные в отношении земельных участков, в т.ч. обращения граждан по вопросу отнесения земельного участка при определении его кадастровой стоимости не к тому виду разрешенного использования, для дальнейшего предоставления соответствующей информации исполнителю работ.

Также хотелось бы подробнее остановиться на одном из нововведений.

Начиная с июля 2014 года по результатам кадастровой оценки составляется проект отчета об определении кадастровой стоимости, который размещается в фонде данных государственной кадастровой оценки (официальный сайт Росреестра, Центральный аппарат) с целью представления замечаний по нему всеми заинтересованными лицами (в том числе физическими и юридическими лицами).

Замечания к проекту отчета могут быть направлены любыми заинтересованными лицами в течение 20 рабочих дней с даты включения проекта отчета в фонд данных.

Возможность представления замечаний заинтересованными лицами указывает на то, что эти лица могут повлиять на результаты кадастровой оценки еще до утверждения этих результатов, поскольку новая редакция Закона об оценочной деятельности предусматривает внесение изменений в проект отчета по итогам анализа представленных замечаний.

В этой связи, рекомендуем органам местного самоуправления муниципальных районов довести данную информацию до жителей района через средства массовой информации, в т.ч. путем ее размещения на официальных сайтах администрации района в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.

7. Актуальные вопросы оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области.

Актуальность определения кадастровой стоимости для землепользователей является значимой, поскольку требуемая к установлению в качестве кадастровой, рыночная стоимость земельных участков меньше не только от действующей в 2-10 раза, но и меньше от кадастровой стоимости этих земельных участков, действовавшей в 2006-2010 годах.

В свою очередь, только за 2014 год в производстве Арбитражного суда Воронежской области, Воронежского областного суда было рассмотрено 562 судебных дела, при этом сумма выпадающих доходов бюджета Воронежской области составила порядка 38 млн. руб. (и это только от использования земельных участков государственная собственность на которые не разграничена по городу Воронежу (по договорам аренды).

Особенно остро данный вопрос стоит в районах области, где в суды обратились градообразующие предприятия (Подгоренского, Лискинского, Борисоглебский, Новохоперского районов, городских округов г. Нововоронеж и г. Борисоглебск). При этом, во исполнение поручения губернатора Воронежской области А.В. Гордеева о предоставлении актуальных сведений по судебным делам, администрациями были даны ответы, что судебных дел не имеется. Однако, в производстве суда дела имеются (это Новоусманский, Новохоперский, Острогожский, Павловский, Рамонский, Россошанский, Аннинский, Кантемировский районы), что позволяет говорить даже о неосведомленности муниципальных образований.

Также следует особо отметить, что согласно ст.24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Результаты определения кадастровой стоимости оспариваются физическими, так и юридическими лицами в областном суде.

В целях защиты имущественных интересов органов местного самоуправления, привлекаемых к участию в делах об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в качестве заинтересованных лиц, Департаментом разработаны и направлены в муниципальные образования рекомендации с учетом сложившейся судебной практики.

Целью рекомендаций является оказание практической помощи органам местного самоуправления в организации работы по представлению интересов органов местного самоуправления в суде по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.

Обращаю Ваше внимание, что разработанные рекомендации также будут применяться в рамках проведения заседаний комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области при поступлении заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Для наиболее полной защиты интересов районов считаю целесообразным принимать участие органам местного самоуправления в данных заседаниях комиссии и руководствоваться разработанными Департаментом рекомендациями.

Кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов Воронежской области установлена постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01.01.2009.

В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 135 ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц. При этом основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

С заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости могут обращаться собственники (в том числе органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности), арендаторы, пользователи земельных участков, иные заинтересованные лица.

Анализ судебной практики по делам данной категории, рассматриваемым Воронежским областным судом, показывает, что в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлекаются правительство Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (в качестве органов, организующих проведение государственной кадастровой оценки земель), Управление Росреестра по Воронежской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, соответствующие органы местного самоуправления.

Следует отметить, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – это заявление преобразовательное. Землепользователь земельного участка использует свое вытекающее из природы массовой оценки право уточнения, коррекции результатов государственной кадастровой оценки применительно к своему земельному участку. В связи с этим, у заявителя при обращении в суд существует большая вероятность установить кадастровую стоимость равной рыночной.

В целях наиболее полной защиты интересов органов местного самоуправления, минимизации размера выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований, считаю необходимым обратить внимание и учитывать в работе следующие обстоятельства:

1. Наличие (отсутствие) права у заявителя на оспаривание кадастровой стоимости, то есть наличие (отсутствие) фактической заинтересованности в изменении кадастровой стоимости у заявителя. В качестве доказательств наличия заинтересованности заявителем в материалы дела должны быть представлены документы, подтверждающие то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, собственником (арендатором, владельцем) которого является заявитель, влияет на определение размера налога на землю, арендной платы, иных платежей, которые фактически осуществляет заявитель.

2. Определение величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. Заявителем в материалы дела должен быть представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости земельного участка.

В случае заявления требования об установлении в отношении земельного участка, образованного до 01.01.2009, его рыночная стоимость должна быть установлена по состоянию на 01.01.2009.

Датой установления кадастровой стоимости в отношении земельных участков, образованных после 01.01.2009, либо земельных участков, в отношении которых произошло изменение качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, согласно статье 24.19 135 ФЗ является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

3. Соответствие (несоответствие) отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям статьи 11 135 ФЗ и установленным для определения рыночной стоимости объекта оценки Стандартам.

При поступлении заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка органу местного самоуправления надлежит проводить предварительный анализ представленного в материалы дела отчета об определении рыночной стоимости земельного участка на предмет соответствия требованиям статьи 11 135 ФЗ и установленным для определения рыночной стоимости объекта оценки стандартам. При наличии мотивированных замечаний к отчету об оценке рекомендуется заявлять ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости соответствующего земельного участка в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Одним из возможных вариантов защиты интересов органов местного самоуправления является представление отчета, проведенного вне рамок судебного разбирательства, и положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом саморегулируемой организации оценщиков на соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Анализ судебной практики показал, что надлежащее представление интересов государственных и муниципальных органов в суде и заявление ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка с поручением ее проведения ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста России (г. Воронеж, ул. Краснознаменная, д.2), являются наиболее эффективными средствами защиты интересов органов местного самоуправления по делам данной категории.

« Назад в раздел

НОВОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ